Кафедра предпринимательского права
Юридического факультета МГУ
имени М.В. Ломоносова
19 октября состоялся круглый стол «Актуальные вопросы регулирования цифровой экономики: опыт России и Китая» 

19 октября состоялся круглый стол «Актуальные вопросы регулирования цифровой экономики: опыт России и Китая» 

26.10.2021

19 октября состоялся круглый стол «Актуальные вопросы регулирования цифровой экономики: опыт России и Китая» 

Открыл круглый стол Владимир Сергеевич Блинов, магистрант юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Во вступительных словах он обозначил основные вопросы, которые будут затронуты в рамках заседания, а также подчеркнул, что само понятие «цифровая экономика» имеет несколько коннотаций. Помимо этого, Владимир указал, что второй сложностью, с которой можно столкнуться при обсуждении цифровизации экономики — это неравномерность её внедрения в различных регионах России и Китая. Было отмечено, что цифровизация имеет и обратную сторону, а именно, опасность передачи персональных данных потребителей третьим лицам. Завершив свою речь, Владимир передал слово второму модератору, Харитоновой Юлии Сергеевне, доктору юридических наук, профессору кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Юлия Сергеевна подчеркнула, что китайское правовое регулирование цифровой экономики обусловлено исторической и социальной спецификой юрисдикции, и, в связи с этим вызывает повышенный интерес для исследования. Поимом этого, особенности китайского языка обуславливают и юридическую технику. Далее Юлия Сергеевна представила спикеров. 

I. Первым докладчиком выступил кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета СПБГУ Алексеенко Александр Петрович с темой доклада «Подход КНР к правовому регулированию трансграничной электронной торговли». Особое внимание докладчика было уделено Закону КНР «Об электронной коммерции» от 31 августа 2018 года, а также программе Государственного совета КНР «Шесть систем – две платформы». Александр Петрович в своём выступлении обосновал ряд тезисов: 

  • Наблюдается тенденция по регулированию китайскими властями рынка электронной коммерции посредством создания китайскими властями модели регулирования цифровых торговых платформ, предполагающих проведение платформами внутреннего контроля за деятельностью лиц, работающих через платформу, а также усиления ответственности платформ за них;
  • Китайские власти ведут политику по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства внутри платформ электронной коммерции;
  • Китай создаёт правовую базу для обеспечения создания внутренних арбитражей внутри электронных платформ;
  • Усиление деятельности Китая в сфере создания собственных арбитражей для разрешения трансграничных коммерческих споров посредством усиления международных связей;
  • Наблюдается попытка Китая по «вытеснению» англо-саксонского права и усилению своего китайского права для разрешения трансграничных споров;
  • Власти «Поднебесной» создают механизмы по поддержке малого и среднего бизнеса в выходе на международный рынок товаров и услуг;
  • Создание «пилотных» зон на территории Китая, в которых бизнесменам предоставляются различные налоговые льготы, льготы по строительству складов продукции, поощрения при использовании юаня в трансграничной торговле. В данных зонах предполагается создание учебных заведений, с целью обучения специальностям, связанных с электронной торговлей.

 

II. Вторым докладчиком выступил Сунь Ци, Ассистент-исследователь ШАОН, с темой доклада «Платформенная экономика и цифровизация в Китае». Спикер в своём докладе обосновал основные проблемы цифровизации в Китае, описал тенденции развития платформенной экономики, а также обозначил перспективы дальнейшего движения России и Китая в этих направлениях.  Докладчик выдвинул ряд тезисов:

  • Особенность развития цифровой экономики Китая состоит в том, что к началу процессов цифровой информации, большая часть населения не имела доступа к цифровым услугам;
  • Ответственными органом по обеспечении цифровизации в КНР являются Государственный совет КНР, Министерство науки и технологий, Министерство промышленности, Министерство образования, Комиссия по развитию и реформам, Китайская академия наук;
  • В Китае сформировалось особое отношение к обмену данными, так как во время проведения реформ у населения Китая не возникало особых проблем с удобностью хранения и сохранностью их данных;
  • Основными факторами, сдерживающими цифровизацию в КНР, являются недостаточно разработанная правовая база, безработица в ряде областей промышленности, чрезмерный государственный контроль экономики и исследовательской сферы, зависимость зависимость ряда отраслей от импорта, недостаточный уровень собственных инноваций, утечка высококвалифицированных кадров за рубеж, нехватка высококвалифицированных рабочих для технологических отраслей;
  • Основными тенденциями в России, обусловленными повсеместным распространением сети «Интернет» и широким распространением IT-компаний, являются усиление позиций России в сфере электронной торговли. В России наблюдаются предпосылки для полной цифровизации экономики, а опыт Китая станет большим преимуществом правового регулирования в схожих условиях.

 

III. Третьим докладчиком выступил Ян Тяньфан, соискатель степени кандидата юридических наук Юридического факультета МГУ с темой доклада «Закон КНР «О защите персональной информации» в эпоху больших данных: новые правила, недостатки и перспективы». Закон КНР «О защите персональных данных» составляет единую систему вместе с Законом КНР «О безопасности данных», Законом КНР «О кибербезопасности», Гражданским кодексом КНР, Регламентом о защите безопасности критической информационной инфраструктуры. Спикер выступил со следующими тезисами:

  • Закон КНР «О защите персональной информации» основан на европейских Общих правил защиты данных (GDPR), при этом он предполагает больший размер ответственности операторов;
  • Последние изменения в данный закон устранили причину разногласий правоведов относительно основных источников правового регулирования защиты персональных данных. В настоящее время этот закон основан не на Гражданском кодексе КНР, а на Конституции, то есть, он применяется параллельно Гражданскому кодексу КНР, а не субсидиарно;
  • Правила уведомления и согласия о персональных данных носят формальный характер, что нарушает интересы рядовых пользователей; 
  • Закон устанавливает жёсткие правила по хранению и защите персональных данных пользователей. Например, платформа, на которой были размещены данные пользователя, может передавать эти данные другой платформе только в разумных пределах;
  • Зачастую многие платформы требуют гораздо больше персональных данных, чем им может потребоваться;
  • Китайский законодатель должен определить, какие пределы являются разумными и не предоставлять такую дискрецию участникам отношений;
  • Правопреемники человека имеют право распоряжаться персональной информацией умершего. То есть в Китае это рассматривается как переходящее по наследству информационное право;
  • Закон не упоминает конкретный юрисдикционный орган, уполномоченный разрешать споры, касающиеся защиты персональных данных;

 

Подводя итог, следует сказать, что правовое регулирование цифровой экономики является одной из самых сложных областей правоведения ввиду того, что в данная тема находится на стыке права, экономики и современных цифровых технологий. В связи с этим, авторы, исследующие данный вопрос должны быть разносторонне развиты и обладать гибкостью мышления. Докладчики ёмко и структурировано изложили материал и ответили на все вопросы других участников круглого стола.